
В практике ведения бракоразводных процессов, когда дело касается раздела имущества,...
Я тут размышляла, двадцать пять лет судебной практики – это не просто срок. Это целая эпоха, отмеренная не только календарными листами, но и тысячами человеческих судеб, прошедших через зал суда.
Когда я только начинал свой профессиональный путь в качестве судьи, рассматривающего семейные споры, то тяжбы о разводе напоминали некий унифицированный ритуал, строгий и безликий. Суд выступал в роли холодного арбитра, сверяющего факты с параграфами кодекса: есть ли основания, соблюдён ли порядок, разделено ли имущество. Душа дела, эмоциональная ткань распадающегося союза, оставалась за скобками судебного протокола.
Сегодня, оглядываясь назад, я вижу кардинальные, фундаментальные изменения. Они произошли не вследствие одного громкого закона, а путем тихой, но настойчивой эволюции правосознания – и общества в целом, и судебной системы в частности. Изменилось всё: философия подхода, инструментарий суда, сам язык, на котором говорят о разводе. Из процедуры, напоминающей хирургическую ампутацию, расторжение брака всё чаще превращается в сложнейшую операцию по разделению сиамских близнецов, где на кону стоит жизнь и психическое здоровье каждого из них и, что самое главное, их детей.
В настоящее время, уже как практикующий судебный юрист, я анализирую и стараюсь понять последствия этих процессов.
Эта статья – мои размышления, какой путь мы прошли и куда движемся.
Часть 1. Эпоха формализма: «Без моей вины нет моей вины» (конец 90-х – начало 2000-х)
Моя практика началась в период, когда новое российское право только начинало формироваться на обломках советской системы. Семейный кодекс 1995 года был, безусловно, прогрессивным шагом, но его применение на практике долгое время оставалось в плену старой парадигмы.
1.1. Доктрина «вины» как краеугольный камень.
Центральным элементом любого бракоразводного процесса тогда была категория вины. Суд был обязан не просто установить факт распада семьи, а найти виновного. Это порождало унизительные и крайне травматичные судебные спектакли, в ходе которых стороны старались представить друг друга в самом неприглядном свете: в ход шли показания свидетелей о супружеской неверности, справки из наркологических диспансеров, протоколы участковых о бытовых скандалах.
С психологической точки зрения, это было порочной практикой. Она не разрешала конфликт, а лишь закрепляла его, легитимируя взаимную ненависть и обиду. Проигравшая в «битве за вину» сторона уходила из зала суда не просто разведённой, а публично униженной, отмеченной клеймом «плохого супруга». Это создавало тяжёлый эмоциональный багаж, который люди несли годами, отравляя последующие отношения.
1.2. Ребёнок как объект спора.
Отношение к детям также было иным. Вопросы определения места жительства и порядка общения решались исходя из формальных критериев: уровень дохода, наличие отдельной комнаты, спального места, социальный статус. Психологическое состояние ребенка, его привязанность к каждому из родителей, его собственное мнение (если его и спрашивали, то формально) часто уходили на второй план. Судьи, не имея специальных знаний и инструментов, вынуждены были принимать решения, основываясь на житейской логике, которая не всегда совпадает с логикой детской психики. При этом, роль отца в жизни ребенка после развода были минимизирована, он как бы исключался из семьи. Место жительство детей почти всегда определялось с матерью.
1.3. Имущество.
Раздел совместно нажитого имущества напоминал полевое сражение. Доказывание вклада в общий бюджет, происхождения каждой копейки, оценка «домашнего труда» – всё это было ареной ожесточённой борьбы, где не было места компромиссу. Медиация как понятие отсутствовала в правовом поле. Суд выступал в роли карающего меча, который просто разрубал спор пополам, оставляя стороны с чувством глубокой несправедливости и взаимных претензий.
Это была эпоха, когда закон существовал отдельно от жизни. Он регулировал формальные отношения, но не помогал людям пережить кризис, а зачастую лишь усугублял его.
Часть 2. Время перемен: от формального к содержательному (середина 2000-х – 2010-е)
Перелом начался исподволь. Он был связан с несколькими взаимосвязанными факторами.
2.1. Влияние международной практики и психологии.
Российская судебная система начала открываться мировому опыту. Стало очевидно, что в развитых судебных системах акцент сместился с поиска виновного на констатацию невозможности дальнейшей совместной жизни. В обиход вошло понятие «цивилизованного развода», целью которого является минимизация травмы для всех участников, особенно детей.
Параллельно в обществе росло понимание важности психологического благополучия. В суды начали приходить эксперты-психологи, составляться заключения о привязанностях ребенка, о психологическом климате в семье. Судьи, стали всё чаще задумываться не только о том, «кто прав», но и «что будет дальше». Как сложится жизнь ребенка, которого мы оставим с матерью, но лишим регулярного общения с отцом? Или наоборот? Какие последствия для его развития будет иметь наше решение? Все чаще, по спорам, связанным с детьми стали назначаться судебные психологические экспертизы.
2.2. Появление медиации.
Важнейшим инструментом этой трансформации стало внедрение процедуры медиации. Это был настоящий прорыв. Впервые у сторон появилась легальная и признаваемая законом возможность сесть за стол переговоров не как враги, а как партнёры, решающие общую проблему: как грамотно завершить свои отношения.
С точки зрения психологии, медиация – это здоровый механизм преодоления конфликта. Она позволяет сторонам сохранить чувство контроля над ситуацией, самостоятельно принять решение, а не получить его извне, от судьи. Даже если соглашение далось трудно, сторона, принявшая его условия, с большей вероятностью будет их исполнять, чем решение, навязанное судом. Как юрист, я видела, как резко сократилось количество исполнительных производств по спорам, урегулированным через медиацию.
2.3. Эволюция института брачного договора.
Из экзотической практики брачный договор превратился в распространённый инструмент планирования семейных отношений. Это свидетельствовало о растущей правовой грамотности населения и желании перевести отношения из эмоциональной плоскости в договорную до наступления кризиса. Суды научились уважать эти договоры, что позволило избежать множества болезненных споров о разделе имущества.
Часть 3. Современная парадигма: эра ребёнкоцентричности и индивидуального подхода (2020-е годы)
Сегодня мы наблюдаем окончательное оформление новой философии судебного подхода к разводу. Её можно охарактеризовать двумя словами: ребёнкоцентричность и индивидуализация.
3.1. Принцип верховенства интересов ребенка.
Это уже не декларация, а реальная руководящая установка для любого суда. Верховный Суд РФ в своих обзорах практики неоднократно подчёркивал, что интересы ребенка являются первостепенными. Что это значит на практике?
3.2. Психологизация процесса.
Суд сегодня – это не только правовой, но и отчасти психологический орган.
3.3. Отношение к «вине»: окончательный закат.
Категория вины де-факто утратила былое значение. Суды признают, что распад брака – это почти всегда трагедия двух людей, в которой редко можно найти однозначно виновного. Законодательная норма о необходимости доказывания невозможности дальнейшей совместной жизни для развода в судебном порядке без согласия одного из супругов применяется формально, без погружения в «мыльные оперы» прошлого.
Часть 4. Взгляд в будущее: нерешенные вопросы и новые вызовы
Несмотря на колоссальный прогресс, вопросы остаются.
Заключение. От протокола к человеку.
За двадцать пять лет российское правосудие в сфере семейных отношений проделало путь от холодного, формального применения закона к глубоко гуманному, индивидуализированному подходу, центром которого является благополучие личности, а особенно – личности ребёнка.
Суд перестал быть бездушной машиной, штампующей решения. Он стал сложным социальным институтом, который пытается не просто разрубить гордиев узел семейного конфликта, но и аккуратно распутать его, чтобы все стороны, особенно самые уязвимые, могли жить дальше без непосильного груза обид и травм.
Этот путь отражает общее взросление нашего общества: мы учимся уважать личную жизнь, признавать ценность психического здоровья, понимать, что право – это не набор догм, а живой инструмент для установления справедливости, которая всегда имеет человеческое лицо.
Как юрист и как человек, я вижу в этой трансформации огромный повод для надежды. И несмотря ни на, что все еще верю в справедливое правосудие!
Подписывайтесь на мой телеграмм канал.
Елена Зеленина – ваш эксперт в бракоразводных процессах
Судья в отставке | Семейный юрист | Психолог | Стаж 25+ лет